MG. Из Британии с любовью

История марки

Еще недавно о британской марке MG в Украине знали разве что любители автоистории. Но даже сегодня, когда по нашим дорогам колесят уже десятки, а может и сотни автомобилей с восьмиугольной эмблемой, многие их владельцы и те, кто только хотел бы купить MG, плохо представляют себе, насколько длинна и славна история этого бренда. Были у Morris Garages и яркие взлеты, и болезненные падения, и неоднократные смены владельцев... Редактор InfoCar.ua полистал страницы энциклопедий и нашел множество любопытных фактов и малоизвестных историй о «чистокровном британце».

Morris без Garages

Начало всему тому, о чем мы сегодня будем говорить, положил не совсем рядовой, но вполне типичный англичанин Уильям Моррис. Он продавал в Оксфорде велосипеды и легковые автомобили, и дела его, в принципе, шли неплохо, однако Моррису этого было явно мало. Варианты расширения бизнеса у британца были самые разные, но четкое понимание того, какие перспективы сулит стремительно набирающий популярность автомобиль, натолкнуло Уильяма на мысль не только продавать, но и производить. Именно так в 1913 году на свет появился Morris Oxford. Это была компактная двухместная модель с литровым двигателем White and Poppe. По своей сути, это была сборная солянка - оси от Wrigley, колеса от Sankey, рама от Raworth и так далее. Тем не менее, это нисколько не помешало Oxford стать одним из лучших автомобилей своего времени в малом классе.

Первая модель компании Уильяма Морриса - Morris Oxford образца 1913 года

В 1915 году Моррис начал продавать следующий свой автомобиль — Morris Cowley, многие узлы для которого (в том числе, двигатель) он покупал у американской компании Continental. Обе машины оказались столь популярными, что Уильям продолжал их выпуск еще в течение года после объявления войны. А когда в 1916 году Англия запретила ввоз из США легковых автомобилей и их узлов, Моррис начал выпускать Cowley в варианте легкого грузовика и, таким образом, предотвратил остановку производства.

После войны Уильяма Морриса ждало другое разочарование — Continental прекратила выпуск моторов Red-Seal, которые ставились на Oxford и Cowley. Впрочем, на помощь тут же пришла французская фирма Hotchkiss. Более того смена поставщика позволила Моррису снизить цены на свою продукцию, что, в свою очередь, сделало Oxford и Cowley одними из самых популярных английских автомобилей 20-х годов прошлого века.

Гараж для спорта

Автомобили мало производить и продавать. Их нужно еще и обслуживать. Для этого Уильям Моррис создал систему сервиса, состоящую из нескольких мастерских. Одна из них, все в том же Оксфорде, называлась Morris Garages. Да-да, именно в этой мастерской родился легендарный бренд MG, соавтором которого стал ее тогдашний управляющий Сесил Кимбер. В 1925 году он убедил Уильяма Морриса не только ремонтировать автомобили собственного производства, но и создавать их спортивные версии.

Сесил Кимбер за рулем первого творения Morris Garages - Old Number One, как называют его историки бренда

Первым MG стал 14/28 на шасси, конечно же, Morris Oxford. Затем появился 18/80 с 2,5-литровым 6-цилиндровым двигателем с верхним распределительным валом. Но по-настоящему знаковым для MG стал родившийся в 1928 году MG M-Type Midget, построенный на шасси Morris Minor с двигателем объемом всего в 847 куб. см. Это была великолепная альтернатива французским Salmson и Amilcar, фактически кормившая MG на протяжении пяти следующих лет, пока Сесил Кимбер не представил К-3 Magnette с литровым 6-цилиндровым двигателем и объемным нагнетателем. Новинка сходу выиграла командный зачет в легендарной Mille Miglia, а не менее легендарный Тацио Нуволари одержал на ней победу в Tourist Trophy 1933 года. Более того, итальянец установил рекорд средней скорости, остававшийся непревзойденным до 1951 года.

MG M-Type Midget, построенный на шасси Morris Minor, принес компании из Оксфорда успех и стал предвестником будущих достижений

Первые успехи воодушевили MG, поэтому следующие модели обязательно оснащались компрессорами и были предназначены исключительно для автоспорта. Речь идет об MG J-4, Q и R. Особенно успешным из перечисленных стал Midget R-Type с двигателем в 750 куб. см., лонжеронной рамой в форме буквы Y и независимой подвеской всех колес. Увы, но в середине 30-х годов британская компания ушла из автомобильного спорта, чтобы сосредоточить все свое внимание на создании автомобилей спортивного характера, но для повседневной эксплуатации. Результатом такого поворота событий стало появление моделей TA Midget, SA, VA и WA с моторами, объем которых варьировался от 1,2 до 2,5 литров.

Если разобраться, станет понятно, что уход MG из автоспорта был далеко не случайным или поспешным, а вынужденным шагом. Родительская Morris переживала в то время далеко не лучшие времена. Продажи автомобилей замедлились, а то и вовсе серьезно упали. Частично спасти ситуацию помогло своевременное появление Morris Eight. Его кузов был точной копией британского Ford-Y, однако механическая часть Eight отличалась продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлической тормозной системой. Позже шасси оснащались кузовами различных типов как традиционной, так и оригинальной внешности. Например, кузова моделей II серии 1935 года с верхнеклапанным двигателем имели новые оригинальные стилистические решения и выделялись хромированным радиатором. Выпущенная в ноябре 1938 года серия Е получила 4-ступенчатую коробку передач, а ее кузов приобрел округлые формы, встроенные в крылья фары, укрепленные у кромки лобового стекла петли капота. Этот автомобиль и последовавший за ним Morris Ten вытянули компанию из кризиса, позволив ей не только дожить до начала Второй мировой, но и благополучно пережить ее.

Оставив автоспорт, компания MG сосредоточилась на выпуске спортивных машин, но предназначенных для повседневной эксплуатации. На фото - MG TA / TB Midget

Когда закончилась война

После того, как залпы боевых действий стихли, Morris и MG вернулись к нормальному режиму работы. Первая продолжила выпуск моделей Eight и Ten, а вторая уже в 1945 году разработала легкий и практичный TC. Три года спустя MG представила малолитражный седан серии Y на шасси с независимой подвеской передних колес. Оно, кстати, послужило основой и для следующей популярной модели — TD. Настолько популярной, что в очередь за ней выстраивались даже американцы. А все потому, что в 1952 году MG TD выиграла знаменитую 12-часовую гонку в Себринге. В конструкции автомобиля частично использовались узлы и агрегаты 4-местного седана серии Y. У них, как мы уже говорили, было общее шасси, но у TD база была короче и над задней осью в раме присутствовал изгиб для снижения высоты машины. Двигателем для MG TD служил агрегат Morris рабочим объемом 1250 куб. см., а чтобы сохранить прежнюю динамику, в трансмиссии инженеры использовали другие передаточные числа.

Знаете ли Вы, что... независимую подвеску передних колес MG серии Y разработал Алекс Иссигонис - инженер, создавший Mini.

Очень многое в истории Morris и MG изменил 1952 год. На самом деле, к тому времени уже бизнес Уильяма Морриса уже давно не существовал сам по себе. Он успел стать солидным холдингом с соответствующим разделением на дочерние компании и так далее. Холдинг Морриса то покупал, то продавал маленькие компании, то объединялся с более или менее крупными. Так, с одной стороны, проще было противостоять экономическим спадам, а с другой, давало возможность развиваться и бороться с конкурентами. В один прекрасный день одна из компаний холдинга, Nuffield Organization, в состав которой входил и бренд MG, слилась с другим известным британским автопроизводителем — Austin Motor Company. По иронии судьбы, во главе Austin в то время стоял Леонард Лорд, который очень долго работал на руководящих постах в компании Морриса, но после разругался с ним и ушел к конкурентам. Но бизнес личным отношениям не помеха, поэтому совместное предприятие British Motor Corporation (BMC) состоялось, занявшись так называемым бейдж-инжинирингом, то есть автомобиль разрабатывался один, а потом с незначительными изменениями выпускался под разными именами. Сегодня это обычное дело для всего мирового автопрома, а тогда воспринималось несколько необычно.

MG Y-Type отличался независимой подвеской передних колес и реечным рулевым механизмом. Автомобиль отличался богатой отделкой, однако спортивным назвать его было сложно. Маломощный мотор разгонял тяжелый седан до 100 км/час за 29,3 секунды

Юридические тонкости новоиспеченной корпорации и ее подразделений настолько сложны, что для того, чтобы досконально в них разобраться, может потребоваться немало времени. Мы тратить его не будем. Отметим лишь, что в середине 60-х к BMC присоединился Jaguar, после чего BMC переименовался в British Leyland Motor Corporation. Потом она стала называться просто British Leyland, и это далеко не конец истории.

Увы, но устоять перед глобализацией MG не смогла. Каждая новая модель, выпускавшаяся под некогда уникальным брендом, становилась все более похожей на другие британские автомобили. Пожалуй, последними попытками сделать что-то, чтобы вернуть прежнюю привлекательность марки, стал выпуск моделей MG A, MG B и их модификаций. Впрочем, большого успеха это не принесло и в октябре 1980 года завод MG был закрыт, как прекратила свое существование и Morris. После этого под маркой MG в Лонгбридже выпускали некоторые варианты серийных Austin, но тоже без особого успеха.

В 1970-х года интерес к автомобилям MG настолько упал, что возродить его не помогла даже GT-версия модели MG B с мотором V8

Новейшая история

Робкая попытка возродить MG Была предпринята в начале 1990-х, когда брендом владела уже не British Leyland, а Rover Group, но ни MG RV8, ни родстер MG F желаемого успеха не принесли, хотя последняя модель была весьма многообещающей. Впервые ее показали в марте 1995 года в Женеве, а с осени того же года MG F уже можно было купить. В этой машине сохранились все лучшие и традиционные качества былых MG, но в техническом отношении она стала совершенно новой: центральное поперечное расположение многоклапанного двигателя, полностью независимая гидропневматическая подвеска Hydragas, дисковые тормоза, элегантный открытый несущий кузов с современными аэродинамическими формами, интегрированными бамперами и прозрачными обтекателями фар.

Родстер MG F с гидропневматической подвеской виделся многообещающим автомобилем, способным вернуть английскому бренду прежнюю славу. Увы, сбыться прогнозам было не суждено

Был в истории MG и короткий период, когда правами на марку владела BMW, однако немцы мало что смогли сделать для MG, да и не особо старались. В 2005 году баварцы продали права на MG китайской компании Nanjing Automobile (слившейся с SAIC Motor), а Rover достался Ford. Китайцы, правда, не растерялись и придумали созвучное с Rover название Roewe, умудряясь продавать автомобили и под одним, и под другим брендом.

Знаете ли Вы, что... в 2001 году MG вернулась в большой автоспорт, начав с выступлений в Ле-Мане и продолжив участием в туринговых гонках и ралли. Однако до сегодняшнего дня сколь-нибудь значительных международных спортивных успехов в своей новейшей истории MG пока не добилась. Зато добилась их на Родине - в британском туринговом чемпионате (BTCC), где Джейсон Плато за рулем MG 6 стал бронзовым призером сезона 2012 года.

Сегодня MG переживает очередное возрождение. SAIC возлагает на этот бренд большие надежды. Причем, какими бы далекими не казались связи китайской компании с британским наследием MG, они не потеряны. На Туманном Альбионе по-прежнему функционирует исследовательский центр, где инженеры трудятся над модернизацией уже имеющихся моделей и созданием новых MG. Там же, расположена и часть производственных мощностей, хотя львиная их доля все же находится в Поднебесной. Да, за основу часто берутся прежние Rover. Да, большая часть комплектующих поставляется компаниями со всего мира. Но так и только так сегодня работает весь мировой автопром. Времена изменились, а вместе с ними изменились и автомобили. Но MG живет, гордится и бережет свое наследие, и это прекрасно!

P.S. В Украине на момент написания статьи представлено три модели MG — MG 350, MG 550 и MG 6. О каждой из них InfoCar.ua во всех подробностях рассказывал в разделе «Тест-драйвы».

18 декабря 2012 года. Артем Киселев, специально для InfoCar.ua

Источник: InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Вход | Регистрация

Гость  

Если бы они были чистыми Британцами - это одно дело, а если чистый Китай, то это уже надоело.

+3ОТВЕТИТЬ  
Гость  

"Чистых" автомобилей сегодня почти не осталось. Глобализация делает свое дело на отлично.

+1ОТВЕТИТЬ  
MacPaul  

А назови на сегодня хоть одного "чистого" британца! Лэнд ровер, ягуар - индусы, астон мартин - форд, воксхол - опель, ролс - бмв, знаменитый black cab - делается в китае. Так что "британец" сейчас это кто угодно, но не британец. Одно вселяет надежду, что ныне китайский MG - присутствует на рынке UK, и в теории все-таки не должен быть откровенным гэ.

+2ОТВЕТИТЬ  
отто  

На последней фотографии МГ6. Посидел в ней в салоне. Нет смысла сравнивать ее с другими китайцами. Это совершенно другой уровень.

+2ОТВЕТИТЬ  
Геннадий  

Хорошая марка с интересной историей. На данный момент автомомили хоть и полу китайские, но со вкусом и качественно сделанные. В МГ6 очень понравилось. ощущение дорогого автомобиля... Отдельное спасибо автору за статью.

+1ОТВЕТИТЬ  
ха-ха  

это далеко не тот китай, что Джили, чери и т.д. сразу видно качество и отношение к производству. смотрел и 550 и 6 и 350. все подогнано идеально, мягкие пластики, нет запаха в салоне нового авто. при посадке чувствуется, что это уже не китай из 2000-х, очень походи по ощущениям на корейцев. цены гуманные, комплектации отменные.

+2ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация